МБОУ ДО "Центр детского творчества №4"

Адрес

МБОУ ДО "Центр детского творчества №4"
Россия, Красноярский край
г. Красноярск улица Мечникова, дом 26
телефон: 8 (391) 243-67-03
электронная почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Публикации МБОУ ДО "Центр детского творчества №4"

Тезаурус

Тезаурус Умение применять информацию из различных источников и в том числе пользоваться словарями - это большой плюс для любого человека, так как владеть(знать, понимать и уметь) пользоваться понятиями дает возможность видеть закономерности, — это такой интеллектуаль-ный навык, без которого качественное, непрерывное образование и тем более самообразо-вание невозможно без знания понятий, а значит, без знания сути, возможности высказывать суждения, делать выводы. 1. Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; 2. Вариативное образование – это поисковое образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и представляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы. Вариативное образование понимается как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на самоопределение личности. 3. Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всесторон-нее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования; 4. Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образо-вательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и об-разовательных потребностей конкретного обучающегося; 5. Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государствен-ным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государствен-ным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы; 6. Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требо-вания к результатам освоения образовательной программы; 7. Общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознан-ного выбора профессии и получения профессионального образования; 8. Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являю-щийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) про-фессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; 9. Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объ-ем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов; 10. Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ; 11. Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; 12. Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу; 13. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имею-щее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; 14. Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая докумен-тация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы; 15. Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последова-тельность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся; 16. Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность; 17. Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обяза-тельных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; 18. Федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; Понятия, используемые в педагогической работе 1. Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся — деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. 2. Гуманизация воспитания и обучения – реализация принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником, постановка в центр пед. внимания интересов и проблем ребенка, формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Играет роль социальной защиты ребенка и детства. 3. Дополнительное образование детей – феномен и процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующий ее само-реализации и культурной адаптации, выходящие за рамки стандарта общего образования. 4. Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе. 5. Дидактические принципы деятельности направлены на получение знания не в готовом виде, а на добывание их самостоятельно, осознание содержания и форм своей учебной деятельности, понимание и принятие систему норм, при этом учащийся активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекуль-турных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 6. Информационная компетентность – это готовность учащихся самостоятельно ра-ботать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. 7. Концепция содержания дополнительного образования детей – совокупность идей, выступающих в качестве организационной основы деятельности субъектов образовательного пространства в системе дополнительного образования детей. 8. Компетентность образовательная— способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях. В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают ключевые — метапредметные, общепред-метные и предметные компетенции. 9. Компетентностный подходметодологической сущностью является концентрация в себе идеи новой образовательной парадигмы, приходящей на смену «знаниевой»,не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается спо-собность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. a) Выступает вопределении целей образования, отбора его содержания, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов, обеспечивающих получение качественно нового образовательного результата; b) интегрирует сочетание знаний, способностей и установок, оптимальных для вы-полнения различных видов деятельности в современных условиях жизни человека 10. Коммуникативная компетентность – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления. Компетентность разрешения проблемы– целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности. Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно-деятельностный подход 11. Маршрут образовательный – заранее намеченный своеобразный путь воспитан-ника в образовании, отражающий его интересы, потребности и возможности. 12. Метод совокупность действий, приемов которые нацелены на решение опреде-лённых задач,определяющих практическое или теоретическое освоение действительности, в философском энциклопедическом словаре под методом в самом общем значении понимается “способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности” 13. Методы обучения.это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. 14. Методы воспитания В педагогике понятие «метод воспитания» трактуется по-разному. Одни считают, что «метод воспитания – это средство, при помощи которого воспитатель вооружает учащихся твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.» (П.Н. Шимбирев, И.Т. Огородников). В этом определении отождествляются понятия «метод» и «средство», поэтому нельзя его считать достаточно верным, отражающим сущность метода воспитания; Во многих учебниках и учебных пособиях по педагогике под методами воспитания понимают способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др.). Такое определение метода воспитания отражает его двуединый характер (метод рассматривается как механизм взаимодействия учителя и учащихся), но в нем не вскрывается глубинная сущность взаимодействия. 15. Направленность образовательных программ – совокупность определенных убеждений, идей, характерных для группы (класса) образовательных программ. Направленность реализуемых учреждениям дополнительных образовательных программ определяется в сфере той или иной образовательной области или профессиональной деятельности. 16. Организационные формы обучения.Диалектическое единство содержания и формы. Содержание и форма — это философские категории. Содержание представляет единство всех элементов объекта (процесс обучения, различные виды деятельности), его свойств, связей, а форма есть внешнее выражение, представление содержания. 17. Подход - функциональное предназначение, которого заключается в организации образовательной деятельности (активного взаимодействия субъекта с объектом изучения, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои познавательные, интеллектуальные, эмоционально-волевые потребности, достигает цели). 18. Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, от-дельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод неболь-шой по объему или простой по структуре. 19. Принцип рассматривается как основа и отражает в себе устойчивые закономерно-сти, отношения, взаимосвязи между элементами системы или системами. 20. Принципы методологиикратко сформулированные теоретические положения, обобщающие достижения науки в определенной области и служащие основанием для дальней-ших исследований.: системный , личностный, деятельностный a) системный – все явления рассматриваются не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими. При системном принципе во взаимосвязи рассматриваются цели, содержание, методы, формы и субъекты (учитель и ученик); b) личностный – он требует признание уникальности личности, ее ин-теллектуальной и нравственной свободы, творческого потенциала; c) деятельностный – в основе лежит деятельность личности. 21. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики. 22. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук. 23. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучаю-щемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний) 24. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразую-щих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества. 25. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мыш-ления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта. 26. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач. 27. Программа формирования универсальных учебных действий, призванная регу-лировать различные аспекты освоения метапредметных умений, т. е. способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования; описание связи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. 28. Методологические принципы кратко сформулированные теоретические положе-ния, обобщающие достижения науки в определенной области и служащие основанием для дальнейших исследований. 29. Методологические принципы создания дополнительной общеразвивающей программы:принцип системности, принцип актуальности, принцип преемственности a) Принцип системности выражает единство целей, задач, содержание структуры, как формы взаимосвязи элементов. b) Принцип актуальности определяет взаимосвязи между постоянно развивающейся современной наукой и техникой и содержанием реализуемых дополнительных общеобразовательных, программ;образовательными потребностями социума и востребованностью в рамках развития и изменений условий в современном мире. c) Принцип преемственности выражает связь последовательности развития знаний, умений и навыков, обеспечивая устойчивую их целостность 30. Системно-деятельностный подход В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. В психологии деятельность соотносят со многими психическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и другие виды деятельности). По мнению В.В.Давыдова, в психологии принята структура деятельности, включающая следующие состав-ляющие: потребность – мотив – задача – средства (решения задачи) – действия – операции. Касательно общего среднего образования ещё в 1988г. группа отечественных учёных утверждала: «деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности». Системно-деятельностный подход предполагает: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского об-щества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе обра-зования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; - ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; - признание решающей роли содержания образования и способов организации обра-зовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; - учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; - разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых ре-зультатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения, Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон. Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индиви-дуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изу-чения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология дея-тельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология – это разработанная последовательность дея-тельностных шагов. 31. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач). 32. Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. 33. Технология совокупность содержания, методов, форм, методических, дидакти-ческих и других материалов, включая дополнительные средства, исходя из цели 34. Универсальные учебные действия. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:  носят надпредметный, метапредметный характер;  обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного раз-вития и саморазвития личности;  обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;  лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося незави-симо от её специально-предметного содержания;  универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содер-жания и формирования психологических способностей обучающегося. 35. Учебно-методический комплекс (УМК) –это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех обучающихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности. Учебно-методический комплекс следует рассматривать как систему, части которой находятся во взаимосвязи. Таким образом, УМК – это система, все компоненты которой образуют единое целое и взаимодействуют для достижения цели образовательной программы. Всю совокупность компонентов УМК можно разбить на четыре составляющих: a) Образовательную программу как ключевой документ, на основе которого разра-батывается УМК. b) Учебные и методические пособия для педагога и обучающихся. Реализация до-полнительной образовательной программы невозможна без использования раздаточного мате-риала, дидактических, информационных и справочных материалов, тематических методических пособий, конспектов занятий, научной, специальной и методической литературы, задач и зада-ний, решаемых по образцу, задач и заданий творческого характера, и т.п. Все перечисленные материалы могут быть записаны: • на современных носителях информации (магнитные и лазерные диски, видеоплёнки и т.п.; • на традиционных (печатные материалы). c) Систему средств обучения. Данный компонент составляют пособия, ориентиро-ванные на поддержку освоения содержания дополнительной образовательной программы. Средства, предназначенные для поддержки изучения теоретического материала, условно можно разбить традиционные и современные. К традиционным относят печатные пособия – таблицы, плакаты, картины, фотографии, а также раздаточный материал – дидактические карточки, диафильмы, кинофильмы, звукозаписи. К современным относят видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства. d) Систему средств научной организации труда педагога и обучающихся, можно представить в виде материалов по следующим направлениям: • материалы по индивидуальному сопровождению развития обучающихся (методика психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей); • материалы по работе с детским коллективом (методики педагогической диагно-стики коллектива, игровые методики, сценарии коллективных мероприятий и дел). 36. Федеральный государственный образовательный стандарт— в соответствии с Федеральным законом №309-ФЗ от 5 декабря 2007 года «В Российской Федерации устанавлива-ются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой сово-купность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ на-чального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». Источники Нормативно-правовые документы 1. Федеральный Закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» 2. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт 3. ГП РФ «Развитие образования на 2013 – 2020 годы», утв. Реш. Правит. РФ от 22.11.12 г. №2148-р 4. Приказ Минобразования России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка ор-ганизации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразова-тельным программам» 5. Письмо Министерства образования РФ "О реализации дополнительных образова-тельных программ в учреждениях дополнительного образования детей" от 20.05.2003г. № 28-51-391/16. 6. Письмо Министерства образования РФ "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей" от18.06.2003 г. №28-02-484/16. 7. Письмо Мин Обр Науки РФ от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09 «О направлении письма о Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе» 8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос-сии. 9. Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Рос-сийской Федерации до 2020 года

методические рекомендации использование современных подходов при постановке пианистического аппарата

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества № 4»

Методические рекомендации

«Использование современных подходов при постановке пианистического аппарата»

Автор:

педагог

дополнительного образования

Суфиянова Эльза Айратовна

Красноярск, 2016

Характер и продолжительность упражнений для постановки руки, посадки за фортепиано, координации движения зависят от предварительной подготовки ребёнка. Начиная обучение игре на фортепиано, нужно объяснить детям, что теперь танцевальная площадь уменьшается, и они танцуют не в зале, а на клавишах. Танцуют пальцы, руки, всё тело. От характера движений и эмоций будет зависеть звук инструмента.

С детьми, не имеющими предварительной подготовки, рекомендуется позаниматься танцевальной импровизацией, используя классическую и джазовую музыку. Хорошо, если ребёнок потанцует 5 – 10 минут перед началом и после домашних занятий на фортепиано (можно устраивать «танцевальные минуты» во время занятий, как дома, так и на уроке. В таком легком и приятном времяпровождении ребёнок укрепит мышцы, освободится от усталости, разовьёт ритмическое чувство и пластику движений, не только познакомиться с новыми музыкальными произведениями, но и почувствует их «душой» и «телом»

Упражнения, которые помогут правильно сидеть за инструментом, ровно держать спину, оставляя руки и плечи свободными, делая опору на ноги.

Упражнение 1. имеет два названия: «Новая и сломанная кукла» (для девочек) и «Солдатик и медвежонок» (для мальчиков). Первое время выполняется сидя на полу, затем на фортепиано.

Сидеть, как кукла на витрине (от 2 до 20 секунд), затем расслабиться (5 – 10 секунд). Выполнять 6 раз.

Упражнение 2. Исходная позиция – «новая кукла». Покачать туловищем с прямой, напряженной спиной вперед и назад. Затем расслабиться – кукла сломалась, кончился завод. (Мальчики в этих упражнениях изображают солдатика и мягкого толстенького медвежонка.)

Эти же упражнения проделать сидя на стуле за фортепиано, опираясь на ноги (ноги стоят на подставке). Руки свободно лежат на коленях.

Упражнение 3. (Свободное) Свободное движение рук, имитируя полет большой, красивой, нотной птицы.

Упражнение 4. «Заводная кукла» или «Робот». Кукла стоит подняв руки (всё тело до кончиков пальцев напряжено) завод кончился, постепенно падают «выключаются» пальцы рук, кисти, руки, туловище, и ребёнок наклоняется и качает расслабленными руками.

Упражнение 5. Звучит пьеса П.И. Чайковского «Подснежник». Ребенок сидит на стуле, руки лежат свободно на коленях. Первая фраза – подснежник «растет» - правая рука плавно поднимается и опускается. На протяжении всего упражнения кисть висит расслабленная, как цветок подснежника. Вторая фраза – то же самое левой рукой. Третья фраза – поднимаются обе руки с покачиванием вверху расслабленными кистями.

Упражнения для правильного взаимодействия всех частей игрового аппарата.

1. Раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса. Поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вдохом, поднимите ненапряженные руки вверх; кисти висят свободно. Затем легко разведите руки в стороны и вместе с выходом, свободно наклонившись вперед, тяжело уроните расслабленные руки вниз.

2. Свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз, вращение головы) для освобождения мышц шеи.

3. Дыхательное упражнение. Очень важно во время игры дышать спокойно и бесшумно, не задерживать дыхание.

Упражнения для постановки руки

1. Поднять руку вверх и бросить на колени.

2. Рука падает на третий палец, сначала на колени, потом на стол или крышку инструмента. Для начал 1 и 5 пальцы «падают» одновременно.

3. Упражнения с мячом – перенос мячика правой и левой руками в стороны. Каждый пальчик «продавливает» мячик.

4. Ловит мячик одной рукой, подбрасывая его вверх.

5. Перебрасывать мяч из одной руки в другую по дуге.

Упражнение, развивающие координацию движений, цепкость и свободу рук, глубину взятия звука, глубокое легато.

Упражнение 1. «Машинка». Ребенок водит маленькую игрушечную машинку то влево, то вправо (передний ход, задник ход)

Упражнение 2. «Марщирующие гномы». Пальцы «шагают», как гномы шагают ножками. Работают 2 и 3 пальцы, 2 и 4, 3 и 1, 2 и 1, 2 и 5, 3 и 5, 1 и 5, 4 и 3. Рассказать историю о забавных гномах.

Упражнение 3. «Паучок», или «Краб». «Шагают» все пальцы. Одновременно «Шагают» в левой руке 5 и 1, в правой руке 2 и 4 пальцы, или в левой руке 3 и 1 и в правой 3 и 5. Ребёнок запомнит номера пальцев.

Упражнение 4 «Паучки пошли в поход». Паучок несёт тяжелые рюкзачок. Ребёнок переносит «Тяжесть» из пальца в палец», из руки в руку.

Упражнение 5. Ребёнок кладёт перед вами две руки и закрывает глаза. Вы дотрагиваетесь до какого – либо пальцы, и ребёнок называет его номер.

Упражнение 6. «Вешалка». Ребёнок ставит пальцы на стол, но с таким ощущением, что повесил на них руки.  Теперь нужно свободно покачать локтями.

Упражнение 7.Собрать пальцы в щеточку и затем мгновенно и очень легко без всяких усилий, «откройте» их (Как будто кто – то на них подул, и они «разлетелись» как пушинки одуванчика.

Упражнение 8. «Щеточка» «отбрасывание соринки» с колен «открывающимися» лежащими пальцами и затем быстрое обратное движение к себе – пальцы естественно собираются, как бы подметая и легко схватывая какой – нибудь невесомый предмет. Кисть в работе не участвует. Ладонь широкая.

Упражнение 9.Упражнения для ощущения контакта ладони с клавиатурой. Гладя ладонью клавиатуру от черных клавиш к белым и к себе.

Упражнение 10. Похлопывания ладонью по крышку рояля, в разных её местах. Выполнять упражнение всей рукой, не сгибая её в локте.

Упражнение 11.Зацепитесь за крышку закрывающую клавиатуру кончиками пальцев (одной мякотью подушечек, не скручивая фаланги) и держа на них почувствуйте свободное провисание рук. Раскачивайте руки во все стороны. Пальцы не фиксировать.

Упражнения для ног

Точность и тонкость педализации во многом зависит от свободного состояния ноги «положение стопы на педели от давления напряженной ногой педаль опускаемые слишком глубоко и, следовательно, поздно и не до конца снимается педализация становится грязной.

Чтобы это не произошло, необходимо твердо опираться на щепку, оставляя стопу и колени свободными.

Прикасаться к педалям ­не пальцами (тогда нога может сорваться с педали, чтобы удержать её, приходится её напрягать), а частью стопы между серединой и основанием пальцев (ближе к последним)

Чтобы не стучать о педаль, нога должна  как бы слиться с ней и работать не отрываясь от неё.

Опора на пятку, полная свобода ноги и правильное прикосновение позволяют легко, бесшумно и с большой точностью опускать педаль как угодно мало и как угодно часто.

Проделать следующие упражнения

А) свободно отклоняйте колено в сторону, опираясь на пятку;

Б) легко вибрируйте стопой;

В) вращайте стопу вокруг педали;

Г) поворачивайте стопу вправо и влево.

Упражнение простые интересные, нравятся детям; из можно включить в утреннюю гимнастику, делать на протяжении дня для разминки перед чтением книги или просмотром телепередач.

 

здоровье сберегающие технологии на занятиях вакалом

Каждое занятие пением – это эмоциональный подъем, ощущение себя носителем культуры и красоты. Красота – это хорошее психофизиологическое состояние всего организма, что как раз и достигается в процессе пения

Подробнее...

пластилин

Работы из пластилина воспитанников Центра детского творчества №4 города Красноярска

Пластилин

Подробнее...

Повышение профессионального уровня

Проблема повышения профессионального уровня педагогов дополнительного образования (ПДО) обусловлена федеральными государственными требованиями, предъявляемыми к современному педагогу. Сегодня востребован педагог творческий, умеющий мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития, обучающихся в системе дополнительного образования детей.

Подробнее...

методическая разработка

"Использование современных педагогических технологий в работе с хореографическим коллективом"

Развитие личности ребенка в учреждении дополнительного образования детей идет на учебном занятии, на досуговых и творческих мероприятиях.

Подробнее...

роль музыки

Роль музыки, то есть музыкального сопровождения при исполнении движений в хореографии играет огромную роль. Работаю по дополнительной общеобразовательной программе «Народно-сценический танец» аккомпанирую женским группам, мужским и смешанным группам образцового ансамбля народного танца «Сувенир» центра детского творчества № 4 Железнодорожного района города Красноярска. Более 120 детей занимаются в ансамбле

Подробнее...

система выявления и поддержки творческой одарённости

Чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, центр детского творчества создает равные стартовые возможности каждому ребенку, что даёт ему возможность выбрать предмет деятельности, педагога и объединение по интересам.

Подробнее...